Главная > О монастыре > Святыни монастыря > Дальняя пустынька прп. Серафима Саровского


Дальняя пустынька прп. Серафима Саровского

В 1793-м году о. Серафим на тридцать пятом году от рождения был рукоположен в сан иеромонаха. Перед своей смертью строитель монастыря иеромонах Пахомий, принявший шестнадцать лет назад молодого Прохора Мошнина в число Саровских послушников, благословил теперь иеромонаха Серафима на жизнь в пустыни. О. Серафим заботливо ходил за умирающим наставником, а после его кончины, 20 ноября 1794 года удалился в лесную келью. В том же лесу в разных местах жили отшельники отцы Назарий, Марк и Досифей.

Келья о. Серафима была расположена в дремучем лесу на берегу реки Саровки, на холме, в 5 – 6 верстах от Сарова. В ней были изба с печью, сени и крылечко. Вокруг был небольшой огород, обведённый забором. Всякий холм и каждая ложбинка имели у о. Серафима своё название, связанное с евангельскими событиями. Были у старца свои Афонская гора и святой город Иерусалим, Назарет и Вифлеем, река Иордан и Фавор, Голгофа и гора Елеонская. На дальней пустыньке о. Серафим прожил, совершая молитвенные подвиги, 15 с половиной лет до мая 1810 года.

Одна и та же одежда была на о. Серафиме: белый полотняный балахон, кожаные рукавицы, кожаные чулки (бахилы), лапти, старая камилавка. На груди его был крест – материнское благословение. На спине он носил сумку, а в ней Евангелие.

Молитвенное правило его было чрезвычайно обширно. Часто вместо вечерних молитв он клал по тысяче поклонов. Проводя будни в своей пустыни, о. Серафим накануне воскресных и праздничных дней приходил в монастырь. Там он приобщался святых тайн, после обедни говорил с теми из братии, кто в нем нуждался, затем возвращался обратно.

Питался он в пустыни тем хлебом, который в воскресенье приносил с собой из Сарова. И тем он делился с птицами и лесными животными, которые очень любили его и приходили к нему. Не раз видели о. Серафима кормящим громадного медведя. Кроме хлеба пищей ему служили овощи, выросшие на огороде. Впоследствии он дошел до такого воздержания, что перестал совсем брать хлеб из монастыря, а последние три года питался лишь отваром из травы снитки, которую летом собирал и сушил на зиму.

Не избежал о. Серафим и великих искушений, какими враг рода человеческого воюет на иноков, проходящих пустыннеческую жизнь. Для победы в этой ожесточённой битве старец предпринял подвиг столпничества, на который решались не многие подвижники. На полпути от кельи к монастырю лежал огромный гранитный валун. На этот валун о. Серафим поднимался при наступлении ночи и молился на коленях или стоя на ногах, воздев вверх руки. В келье он поставил другой небольшой камень и в том же положении молился на нем весь день, сходя только для краткого отдыха и принятия пищи. В этом великом подвиге провёл он тысячу дней и ночей.

12 сентября 1804 года на старца, рубившего в лесу дрова, напали трое крестьян, требуя от него денег. О. Серафим был ловок и силён, но решив не защищаться, отбросил в сторону топор и был жестоко избит. Разбойники нашли в келье лишь икону и несколько картофелин. Только на следующий день о. Серафим смог доплестись до монастыря. Восемь дней он находился на гране смерти, но благодаря чудесному исцелению выжил. Через пять месяцев подвижник вернулся в свою пустынную келью. Он простил разбойников и просил не преследовать их.

В 1807 году, после кончины второго со времени поступления о. Серафима в монастырь наместника игумена Исайи, он приступил к новому подвигу – молчальничеству, а затем и затворничеству. Он больше не выходил, если кто посещал его. Раз в неделю старцу приносил послушник из Сарова пищу.

В мае 1810 года о. Серафим вернулся к жизни в монастырской келье.

После кончины отца Серафима келья с Дальней пустыньки была выкуплена благодетелем Дивеевской обители Н.А. Мотовиловым, которого батюшка Серафим исцелил в 1831 году. Келью разобрали на бревна и перевезли в Дивеево. Там из нее устроили алтарь церкви Преображения.

К Саровским торжествам 1903 года на Дальней пустыньке была поставлена новая большая изба и место пустыньки благоустроили. К этой вновь поставленной келье приезжал последний русский император Николай II со своей семьей, чтобы почтить память великого старца.

В советское время, после закрытия монастыря место это запустело и все было разрушено.

Чтобы обозначить место Дальней пустыньки, в 1990 году члены исторического объединения «Саровская пустынь» на ее месте поставили деревянную часовню с крестом.

В 1991 году известный скульптор Вячеслав Клыков изготовил и подарил городу памятник преподобному Серафиму Саровскому. Монумент установили в районе Дальней пустыньки, в лесу. Городские власти помогли благоустроить это место.

В 2000 году на Дальней пустыньке стараниями руководства Российского федерального ядерного центра, местного прихода и благотворителей была построена каменная часовня с навесом, а к столетию прославления преподобного старца Серафима на месте найденного каменного фундамента построили деревянную избу, копию избы 1903 года, где круглосуточно горят лампадки у икон отца Серафима и Божьей Матери «Умиление».

Рядом с часовней на склоне крутого берега Саровки среди деревьев выделяется одна огромная сосна. По оценкам лесников, ей более двухсот лет, и она должна помнить старца Серафима.



Расписание Богослужений


Наши издания






 

 



Объявления:

Читать полностью...





Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru